'Мальчик Алан' в Charlie Hebdo: уместна ли сатира?
Однако не всем удалось оценить горькую иронию журнала. Сразу несколько общественных деятелей как в России, так и в мире, призвали привлечь карикатуристов к ответственности.
Тему смерти обыгрывал не только Charlie Hebdo, некоторым изданиям приходилось приносить за спорные рисунки извинения.
Разжигание ненависти?
Обложка нового номера Charlie Hebdo, столь возмутившая общественность, выглядит так: Алан Курди лежит на песке рядом с рекламой ресторана быстрого питания, предлагающего два детских меню по цене одного. Подпись гласит: «Так близко к цели».
На второй картинке, опубликованной в журнале, персонаж, схожий с Иисусом, бредет по воде, в то время как рядом изображены высунутые из воды ноги мальчика с надписью «Мусульманские дети тонут». Над рисунком подпись: «Доказательство того, что Европа христианская»,
«Общество черных адвокатов» рассмотрит возможность сообщить об этом случае разжигания ненависти в Международный уголовный суд, - написал председатель общества, барристер Питер Херберт в «Твиттере».
Комментаторы резко отреагировали на инициативу бывшего лондонского полицейского.
«На Асада тоже пожалуетесь?», - саркастически спрашивает Маттео Кремино.
«До вас вообще дошло, что комикс смеется над европейскими ксенофобными, расистскими, антибеженческими правыми силами, а не над Аланом Курди?», - задает вопрос журналист Брайант Харрис.
«Не высшая ценность»
На наказании для карикатуристов настаивают и в РПЦ. Протоиерей Всеволод Чаплин обвинил редакцию журнала в двойных стандартах: «Земная жизнь человека - ценность не высшая, но достаточно важная. Люди, которые проявляли крайнее неуважение к религиозным святыням, теперь попирают и эту ценность, показывая человеческую трагедию крайне пренебрежительным образом».
Председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества посчитал, что карикатура будто бы утверждает превосходство жизни «элитного карикатуриста» над ближневосточным мигрантом.
В то же время зампред Совета муфтиев России Рушан Аббясов призвал к решению вопросов мирным путем, сославшись на учение Корана и пророка Мухаммеда.
При этом и предыдущий номер журнала содержал карикатуру, связанную с миграционным кризисом: «Добро пожаловать, мигранты! Здесь вы дома!» - говорит нарисованный белый мужчина, положивший ноги на сгорбленного мигранта.
«Ханжеский стакан»
Многие российские комментаторы всё же считают карикатуры оскорбительными.
«Вот я и спрашиваю себя: 'Я все еще Шарли?' А вы?», - возмущается основатель «Нашего радио» Михаил Козырев.
Обозреватель «Эха Москвы» Сергей Бунтман, напротив, оценил замысел художников.
«Два душераздирающих рисунка в Charlie Hebdo вызвали бурю в ханжеском стакане. 'Шарли' макнул общество мордой в трагедию. Макнул гигантскую машину, который своими скидками, промоакциями, магазинами шикарных детских шмоток и прочими диснейлендами виртуозно играет на струнах родительской любви и обнуляет родительские счета. […] Так что, вы как хотите, а Je suis Charlie, и еще уверенней, чем раньше», - написал Бунтман в своем блоге.
«Увидеть в этом смех над гибелью ребенка - ну надо как-то совсем уж постараться и с лупой разглядывать этот ровно противоположный посыл, - вторит ему военный журналист и писатель Аркадий Бабченко. - Политическая карикатура - она вообще не для того, чтобы смеяться. Она для того, чтобы плакать».
Карикатура для размышлений
Карикатуристы разных изданий объясняли свои работы ровно таким же умыслом: карикатура не всегда должна быть сатирой именно над тем, что на ней изображено.
Еще в военное время советское трио карикатуристов Кукрыниксы рисовало погибших детей с окровавленной одеждой.
На взрывы в московском метро в 2010 году несколько изданий отозвалось карикатурами, среди них - и южнокорейская Korea Times, индонезийская Jakarta Post и бельгийский журнал Knack.
Редакция англоязычной корейской газеты, в которой разместили изображение плачущего медведя с чертами Владимира Путина и поезда метро со скелетом в кресле машиниста, принесла извинения и даже прекратила сотрудничество с базировавшимся в Таиланде художником.
Главный редактор Knack, где в мрачном сюрреалистическом пейзаже была изображена гигантская голова с очертаниями Путина, отреагировал совсем иначе: по словам Рика ван Каувеларта, рисунок символизирует рождение насилия из насилия и представляет собой комментарий к трагедии.
Карикатуристы из США также не остаются в стороне: издание Cagle Post опубликовало серию карикатур на гибель в прямом эфире корреспондента и оператора канала WDBJ7 в штате Вирджиния в августе.
Издатель Charlie Hebdo Лоран Суриссо, известный под псевдонимом Рисс, объяснил желание публиковать вызывающие карикатуры так: «Мы рисовали пророка Мухаммеда ради принципа, по которому мы можем рисовать, что угодно. Мы защитили свое право на карикатуру. Теперь другие придут на смену».
При этом самого пророка редакция Charlie рисовать впредь не намерена. Но без едких шаржей журнал вряд ли останется. «Мы считаем, что у нас всегда есть право критиковать другие религии», - отметил Суриссо.